Редкая профессия: сторителлер

Вакансию «сторителлер» (профессиональный рассказчик историй) на русскоязычных сайтах по поиску работы встретишь едва ли. В нашей стране эта профессия только набирает обороты и чаще используется как дополнение к основному занятию. А вот в США есть не только официально устроенные сторителлеры, но даже профессиональные ассоциации. Rjob узнал, откуда взялся сторителлинг и где можно рассказывать истории, получая за это зарплату.
Редкая профессия: сторителлер

Что такое сторителлинг

В переводе с английского storytelling означает рассказывание историй. Безусловно, сказителей хватало во все времена и на всех континентах. Однако в бизнесе сторителлинг начали использовать сравнительно недавно. Основоположником многие считают руководителя американской компании Armstrong International Дэвида Армстронга, который в 1992 году выпустил книгу «MBSA: Как управлять, собирая истории по округе». В ней он поведал о методе, позволяющем обучать новичков корпоративным нюансам и повышать общую производительность.

В основе уникального на тот момент метода были реальные истории сотрудников. Они мотивировали новичков на успех гораздо больше, чем сухая статистика и свод корпоративных правил.

Прочитав книгу Армстронга, прогрессивные американские бизнесмены принялись культивировать сторителлинг в своих компаниях. Затем инициативу переняли и в компаниях из других стран.

Задача профессионального сторителлера заключается вовсе не в том, чтобы рассказать хоть что-нибудь интересное. Он должен поведать историю, побуждающую аудиторию к определённым размышлениям и действиям. Сторителлер имеет чёткие цели, коих можно достичь благодаря той или иной истории.

Где используют сторителлинг

Всё зависит от целей сторителлинга. При помощи нужной истории можно повысить продажи и рейтинг компании. В таком случае сторителлеров ждут в отделе маркетинга и рекламы.

Хорошая история служит мощной мотивацией для максимальной вовлечённости новых сотрудников. Тогда сторителлеру прямая дорога в HR-отдел или кабинет руководителя.

Сторителлинг, помимо бизнеса, сегодня используется и в других профессиональных сферах: 

  • Психология
  • Образование
  • Журналистика, PR, копирайтинг
  • Культура и искусство
  • Политика
  • Шоу-бизнес
  • Event-индустрия

В большинстве случаев сторителлинг в России представлен не в чистом виде. Специалисты одного профиля (например, журналисты, ведущие мероприятий или коучи) расширяют свои компетенции и получают дополнительное образование – да, искусству придумывать и рассказывать истории нужно научиться.

Так появляются копирайтеры-сторителлеры, которые пишут мотивационные тексты с вкраплениями реальных историй, или учителя-сторителлеры, которые проводят для детей увлекательные семинары и мастер-классы.

Российские компании предпочитают экономить на специалистах, поэтому расширять штат и приглашать в него сторителлера никто не спешит. А вот сотрудника, который получил дополнительное образование в данной сфере, ценят и уважают. Работы у них прибавляется, но и зарплата – тоже.

Есть другой вариант развития событий, когда сторителлинг используют для дополнительного заработка вне основной работы. Так появляются сторителлеры-фрилансеры.

Где обучают сторителлингу

Курсов для профессиональных рассказчиков предостаточно. Вот лишь некоторые:

  • «Сторителлинг для жизни и бизнеса»

Этот онлайн-курс ведёт телевизионный сценарист Кирилл Быков. Он предлагает аудиосообщения в Telegram и личные консультации.

  • «Сторителлинг»

Курс в онлайн-формате от 4Brain для тех, кому хочется создавать продающие истории.

  • «Сторителлинг для новых медиа»

«Живой» курс от Валерия Панюшкина – писателя и журналиста.

  • Курсы сторителлинга в Студии историй

Авторы обучающей программы и преподаватели – театральный актёр и режиссёр Константин Кожевников и актёр театра и кино, театральный режиссёр Олег Куксовский.

Цель всех курсов – объяснить ученикам принципы построения правильной мотивирующей истории. Преподаватели рассказывают, что такое структура истории, как ввести в повествование героев, продумать их диалоги, вызвать интерес у слушателей или читателей. На курсах учат взаимодействовать с аудиторией – понимать её потребности, наблюдать за реакцией, вступать в диалог и вести к нужной цели на протяжении всего повествования.

Профессиональные качества сторителлера

  • Коммуникабельность
  • Ораторское мастерство
  • Харизматичность
  • Эрудированность
  • Чувство юмора
  • Хорошее воображение
  • Находчивость

Минусы профессии сторителлера

  • Нестабильность
  • Не так распространена в России, как, например, в Америке
  • Эмоциональное напряжение
  • Постоянное взаимодействие с людьми (часто – с незнакомой аудиторией)

Плюсы профессии сторителлера

  • Творчество
  • Знакомство с интересными людьми, нетворкинг
  • Относительно свободный график
  • Отсутствие офисной рутины
  • Возможность при помощи истории повлиять на людей или ситуацию
  • Причастность к полезному делу


Читайте также: Новейшая профессия: питчер


© Алла Литоренко, RJob

Алла Литоренко, корреспондент портала RJob.ru

При использовании материалов сайта rjob.ru указание автора и активная ссылка на сайт обязательны!


Интересно:

Топ-10 профессий с зарплатой от 100 тысяч рублей 
Влияет ли имя на карьеру? 

Оставить комментарий к статье

Гость
Гость


Комментирование доступно только после авторизации


Также комментирование доступно при авторизации через любую из социальных сетей



Комментарии 0